ВОТ ОНО КАКОЕ НАШЕ ЛЕТО...
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Впереди лето – пора отпусков,
детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом
нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение
учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки,
выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и
войти в привычный стереотип, так и потеряться... В
логопедической практике много случаев, когда летний период "отбрасывает"
положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала...Уважаемые
родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей! И не надо
это делать в форме занятия. Игра, только игра!!!
Каждая семья
предпочитает отдыхать по-разному.
Давайте, подумаем, как использовать различные
виды отдыха для полноценного развития ваших детей.
Чаще всего
детей везут на море. Самолёт, поезд, теплоход – неважно...
* Можно
поговорить о транспорте и кто на нём работает. Рассмотрите части самолёта,
сосчитайте вагоны поезда, обратите внимание на нумерацию вагонов. На теплоходе
ребёнок познакомится с новыми словами. Помогайте ему их проговаривать.
* Все дети
обожают плескаться в воде. Подберите прилагательные к слову «вода» (какая?) -
тёплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная и т. д; «море» (какое?)- синее,
теплое, красивое; «камушки» (какие?)- мелкие, крупные, мокрые; «песок» (какой?)
-сухой, влажный, жёлтый и т.д.
* Для
развития дыхания наберите воды в какую-нибудь ёмкость. Дуйте на воду. Можно
положить небольшой нетонущий предмет. Ребёнку будет интересней дуть на игрушку.
Пусть сам пробует надуть (не до конца) спасательный круг, нарукавники, надувной
матрас.
* Нюхайте
безопасные цветы со словами, например «Ах, какой запах!», заодно отрабатывая
выразительность речи.
* Ваш ребёнок
недостаточно хорошо запомнил буквы- пишите их на песке пальцем или
палочкой. Если он складывает слова- пишите слова. Перед этим определите первый
и последний звук в слове. Назовите звуки по порядку. Камушками обозначьте
гласные. Спросите - какой гласный слышится сильнее (ударение). Палочками
разделите слово на слоги. Придумайте с этим словом предложение. Обратите
внимание на предлоги, если таковые встретились.
* Трудные и
незнакомые слова проговаривайте с ребёнком по слогам, отхлопывая в ладоши.
Сначала одновременно (т.е.сопряжённо), потом ребёнок пробует повторить
самостоятельно, после вас (отражённо).
* Берег моря
благотворно влияет на творческую активность ребёнка. Все дети, сидя на берегу,
что-то строят из песка. Дайте ребёнку выразить свои творческие настроения. Но
не забывайте про связную речь. Пусть он оречевляет свои действия. Спросите:
«Что ты построил?», «Там кто-нибудь живёт?», «Как его зовут?» (с именем можно
пофантазировать), «Что он там делает?». По ходу сами придумывайте вопросы.
Напоминайте, чтобы ребёнок отвечал полными предложениями. Через некоторое
время, в спокойной обстановке, вспомните его творение. Помогите составить
историю, рассказ или сказку. Придумайте вместе названия и выберите лучшее. Если
ребёнок захочет – можно эту историю закончить художественным оформлением. Как и
чем выбирайте сами по обстоятельствам. Ведь дети обожают рисовать, лепить,
конструировать.
* В огороде -
что только не растёт. Покажите, как растут овощи. Как их сеют, сажают,
ухаживают. Как растение цветёт и даёт плоды. Какие они по цвету, форме, на
вкус. Что можно из него приготовить. Имея эти знания составьте с ребёнком
описательный рассказ.
* В саду
фрукты. Расскажите ребёнку побольше о них. Тогда у вас тоже получится
описательный рассказ.Закрепляя
овощи-фрукты, поиграйте в игру "Что лишнее?"
* Цветы. Их
названия помогут (порой трудные) помогут тренировать слоговую структуру слова,
определять место звуков в слове, делить слова на слоги.
* Домашние
животные, хоть какие то, в деревне имеются. Вспоминаем и тех, которых нет.
Знает ли ваш ребёнок их детёнышей? Спросите в единственном и множественном
числе. Подробно стараемся описать животное. Обратить внимание, чем его кормят и
какую пользу оно приносит. Поговорите, какие продукты делают из молока, мяса.
Помогите ребёнку составить описательный рассказ.
Закрепите
образование прилагательных от существительных (молочные, мясные), согласование
числительных 2 и 5 с существительными (две коровы, пять коров),
глаголы в игре «Кто как голос подаёт» (Мычит, ржёт, блеет).
* Если
повезёт, в деревне могут держать уток, гусей, кур, индюков. Расскажите ребёнку
всё об этих домашних птицах. Вспомните,
какие клички бывают у домашних животных и птиц.
* Если вы с
ребёнком пошли на речку купаться – ему там раздолье. На рыбалку собрались –
ребёнок узнает много новых слов. Научите ребёнка последовательно излагать
произошедшие события.
* В лесу
рассмотрите разные деревья, листья, плоды. Из листьев сделайте гербарий.
Собираете грибы – вспомните названия съедобных и несъедобных. Придя домой
сосчитайте их и покажите, чем они различаются.
Можно
закреплять различные грамматические формы. Собираете ягоды – не забудьте
спросить какой сок, варенье получиться из черники, брусники и т. д.
* Полезной
окажется прогулка по полям и лугам. Покажите ребёнку полевые цветы. А если это
поле пшеничное – поговорите, как выращивают хлеб. И спросите: какие
хлебобулочные изделия он знает.
* Наблюдайте
за различными явлениями природы и описывайте их словами (гроза,
радуга, закат и т. д. ) Повторите части суток и времена года.
Если ваш
отпуск проходит в городе – больше гуляйте в парках, покажите ребёнку фонтаны,
памятники, площади, посетите музеи, выставки.Читайте
ребёнку книги. Если он читает сам – пусть ещё и пересказывает (небольшие
рассказы, сказки).
И САМЫЙ НАСТОЯТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ!
Если Ваш ребенок посещал логопедические занятия, возможно необходимо продолжать работу по закреплению ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. Старайтесь закрепить поставленный звук в речи ребенка. Проговаривайте с "трудным" звуком слова, предложения, повторяйте ранее выученные или новые стихи и чистоговорки с этим звуком. Обязательно поправляйте ребенка, когда он говорит неправильно, но делайте это очень тактично, чтобы не вызвать неприязни к подобным "урокам".
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий