РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ

Картинки по запросу малыш нарисованныйРАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ


«Встреча мышления и речи составляет крупнейшее собы­тие в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышле­ние человека на небывалую высоту».
Л. С. Выготский
Первый звук, который издает ребенок, — это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже реф­лекс голосового аппарата. И каждая мама в первые дни жизни мла­денца с особой нежностью и тревогой прислушивается к тому, как он причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит — то требова­тельно, то жалобно, с каждым часом приближаясь к моменту «величайшего открытия».
      С чего начинается общение? Известно, что в первые две-три не­дели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но, несмотря на это, родители постоянно с ним разгова­ривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрос­лых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживле­ния. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гу­лит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе его внимание.

Картинки по запросу мама мультяшный    Любящая мать с первых дней всматривается в лицо малыша, ста­раясь поймать его взгляд. Ей даже кажется, что он узнает ее и радует­ся ее появлению. Так оно и есть. Как только вам покажется, что ма­лыш смотрит на вас — улыбнитесь ему. Этим вы поддержите его пер­вые инициативы в общении.

К концу второй недели жизни ребенок может фиксировать объек­ты взглядом, а чуть позже — прослеживать их движение. В этом воз­расте он уже хорошо знает маму — ее голос, запах, звук шагов. Лицо матери, ее глаза с самых первых дней — богатый источник информа­ции и подкрепление первых активных попыток малыша установить связь с миром. 
В возрасте от трех до пяти-шести недель такое общение глазами особенно важно для младенца. Он упорно, день за днем, в течение всего времени бодрствования старается поймать и удержать взгляд матери. Он еще не умеет улыбаться, но в ответ на ласковый разговор и улыбку матери мышцы его лица расслабляются, и мама видит, что малыш испытывает удовольствие от общения с ней.
К полутора месяцам контакт глазами становится уже прочным, самостоятельным средством общения. Ведь к этому времени у него появляется новое средство, которое уже активно употребляет мать, а ребенок еще только осваивает, — улыбка. Улыбка — выражение ра­дости и удовольствия, средство общения, безотказный способ при­влечь внимание взрослого, удержать его около себя, заставить всту­пить в общение и, конечно, заговорить.
Картинки по запросу малыш рисунок   Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, па­пы, бабушки, незнакомых, всего они различают до тридцати голосо­вых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спо­койно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, выяснение отношений при малыше внут­ренне беспокоят его, напрягают, отсюда и бессонные ночи, и плач без видимых причин.

   Общеизвестно, что плач — это плохо, это сигнал, что надо поме­нять пеленки, дать соску и т. д. Но ведь плач — это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания и понимания.
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, ко­торое удовлетворяет его потребность во внимании, доброжелатель­ности, любви. Привязанность к взрослому, которая возникает у ре­бенка в первые месяцы, делает его очень восприимчивым к обще­нию. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подра­жать ему. Так, эмоциональное общение ребенка со взрослым, оказы­вая решающее влияние на формирование всех сторон психики мла­денца, становится ведущей деятельностью ребенка первого полуго­дия жизни.
Ничто не может заменить теплого, эмоционального взаимодейст­вия взрослого с ребенком. Если ребенок этого лишен — возникает отставание и сложности в развитии: он растет вялым, безынициатив­ным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, воз­никают трудности в общении. И только в личностном общении у ре­бенка возникает ощущение своей нужности другому, так необходи­мое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизнен­ного тонуса, уверенности в себе.
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2—4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. В психологии этот этап принято называть периодом гуления. Ребенок произносит задне­небные и гласные звуки, чем-то напоминающие сочетания «ГХАИЫ», «ГХОИУ» — отсюда исток доброй традиции «огукать» с детьми.
Следующая ступень в подготовке к овладению языком — период лепета или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. Как пишет Л.С. Выготский, ребенок начинает понимать, что звуки и их комбина­ции могут означать определенные предметы, что с их помощью мож­но достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить есть, а сказав «мама», можно позвать маму.
Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собствен­ной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Наблюдательная мама может заметить, что примерно в 8 месяцев ребенок подражает звукам, которые слышит. Ребенок называет собаку «ав-ав», корову — «му», появляется ряд подражаний словам, которые произносят взрослые.
Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11—12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13—14 месяцев — в речевом развитии девочки опережают мальчиков при­мерно на 4—5 месяцев.
Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности, характерологических особенностей.
Картинки по запросу малыш рисунокЖелательно, чтобы каждая мама вела дневник и фиксировала не только знаменательные даты в физическом развитии ребенка, но и периоды речевого развития малыша. Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам: оторинола­рингологу, детскому невропатологу, педиатру, лого­педу.

Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6—7 месяцев ребенок определяет направление звука — колокольчика, дудочки, погремушки. Проде­монстрировав, как они звучат, родители могут предложить ребенку по подражанию постучать то громко, то тихо.
Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно пона­блюдать за ним, можно определить, какая ему больше нравится. Уже в период гуления он оживляется, начинает «подпевать», стучит руч­ками, ножками. Позже, месяцев с 7—8, приплясывает, хлопает в ла­доши, «поет». Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.
В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Мы говорим: «Покажи носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» — и он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.
В первые шесть месяцев жизни малыш особенно нуждается в эмоциональном общении со взрослым и важно не содержание, а весе­лая интонация, улыбка — он оживляется, усиливаются голосовые ре­акции. А после шести месяцев одной эмоциональности в общении ребенку уже недостаточно. Его надо учить понимать короткие, лег­кие, не больше двух слогов слова, заканчивающиеся гласным звуком.
Допустимы звукоподражательные слова: «киса», «ам-ам», «бо­бо», «ав-ав». Каждая мама, да и все взрослые в семье, должны следить» за своей речью, за правильностью и четкостью в произношении зву­ков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подра­жания. Взрослые, ухаживающие за детьми, должны постараться изба­виться от недостатков собственной речи. Не стоит непрерывно гово­рить с ними — это их утомляет.
И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания. Во время кормления мама может привлечь его внимание к чашке, тарелке, ложке. С детьми надо гово­рить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, им необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы их желания не предупреждались прежде, чем они успеют выразить их словом или жестом.
После шести месяцев можно заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Например, ребенок улыбается — активизируются мышцы губ. Для активизации языка подходит упражнение «лошад­ка». Чем раньше вы научите малыша щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верх­него подъема языка (ш, ж, р, л и т. д.).

К концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше интересоваться окружающими предметами. На первый план выходят совместные предметные действия, они и становятся ведущей деятель­ностью ребенка во втором полугодии жизни. Конечно, внимание, лас­ковые прикосновения по-прежнему необходимы малышу, но теперь они становятся лишь фоном — ребенок хочет играть, действовать с предметами. Проявляя интерес к окружающим предметам, он пробу­ет и кусать их, и извлекать из них звуки. Но часто уже через 2—3 ми­нуты игрушка брошена, а малыш опять зовет маму. И снова просит ту же игрушку, пытаясь объяснить ей, что мир они должны осваивать вместе! Самостоятельно, один на один, ребенок может познать только то, что доступно, — физические свойства мира. Любая же игрушка — очень сложная искусственная модель, в которой заложены и инфор­мация о свойствах предметов, и способ действия с ними, и, что очень важно, — отношение к ним. Только в совместной деятельности с ним малыш может все это освоить. Конечно, малыш должен (и будет!) играть самостоятельно. Но игрушка не замена взрослого. Находите такие игры, которые нравились бы и ребенку, и вам и научитесь иг­рать с малышом, включаясь в его жизнь. Например, позанимайтесь с ребенком пальчиковой гимнастикой.
На большое стимулирующее значение функции руки указывают исследования деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированность тонких движений пальцев рук.
С 6—7 месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук — массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разми­нать и поглаживать их в течение двух—трех минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамид­ками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:
Сорока-белобока

Кашку варила.
Детишек кормила,
Этому дала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Тебе ничего нет!

Дети загибают в кулачок и разгибают поочередно пальчики левой п правой руки. Мама помогает удерживать их от непроизвольных движений.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик— бабушка.
Этот пальчик— папочка.
Этот пальчик— мамочка.
Этот пальчик— Я.
Вот и вся моя семья!
Или:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик— прыг в кровать!
Этот пальчик— прикорнул.
Этот пальчик — уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Для тренировки пальцев рук можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Сначала все упражнения родители демонстрируют сами. Например: «пальчики здороваются» — кон­чик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек побежал» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указа­тельный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. Если у родителей богатое воображение, они придумают и расскажут сказки, сопровождая их изображением различных фигурок, сложенных из пальцев. Занятия должны приносить ребенку радость и выполняться им легко, без лишнего напряжения.
Хочется еще раз обратить внимание родителей, что второе полу­годие жизни — период освоения ребенком мира предметов и их свойств. Существенно вырастает двигательная активность ребенка: он ползает, требует игрушки, пытается выпрыгнуть за пределы манежа. Ушибы, физическая боль не самые опасные последствия нового пе­риода жизни во второй половине первою года жизни малыша. Гораз­до хуже, если активность младенца вызывает неприятие взрослого, торопящегося поскорее завершить необходимый уход за ребенком и уложить его спать. Очень часто одни и те же события имеют для взрослого и ребенка разную психологическую ценность. То, что взрослому кажется пустяком, часто оказывается очень важным для ребенка. Например, в ванне малыш заинтересовался блестящими кра­нами, рассматривает и изучает их. Взрослый хочет побыстрее закон­чить купание и насильно отрывает ребенка от кранов, тот кричит от возмущения. Ребенка нужно понять — прервано обследование, фор­мирующее в данный момент психологические механизмы восприятия, создающее индивидуальные установки на преодоление препятствий и самостимуляцию познавательной активности.
Развитие интеллекта, памяти, внимания малыша в этом возрасте во многом зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с предметами, поэтому искусственное прерывание спон­танной активности вашего малыша может тормозить его интеллекту­альное развитие.
Картинки по запросу малыш мультяшный


Материал подготовлен 
по  книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В. 
Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. 
 
 
 
 
 
 
 

 




РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА 

ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ 

(возраст 1-2 года)

К концу первого года жизни ребенок пытается вслед за взрослы­ми повторять отдельные слова. Девочки начинают говорить раньше — на 8—9-м месяце жизни, мальчики позже — на 11— 12-м. 

Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, АМ-АМ и т. д. Все существительные упот­ребляются в именительным падеже и единственном числе.

К полутора годам ребенок попытается связать два слова: «Мама! Дай!», усваивает повелительное наклонение глаголов: «ИДИ!», «Дай!», «Положи!», выражающих его желание и потому имеющих для него важное значение. Месяца через два появляются формы мно­жественного числа: КИСКА — КИСКИ. К двум годам жизни актив­ный словарь ребенка включает до 1000 слов.

Поскольку он уже задает первый вопрос: «Что это?», он усваива­ет названия многих предметов, и в начале второго года жизни слова становятся для него сигналами соответствующих предметов: ЭТО СТОЛ, ЭТО ЛИСА. Одновременно запоминаются и названия дейст­вий: ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОКАЖИ, ПОЛОЖИ. 
От слова к понятию

Для того, чтобы вычленить из словосочетания (ДАЙ РУЧКУ) от­дельные слова (ДАЙ и РУЧКУ), и ребенку, и взрослому надо немало потрудиться. Мама моет сыну ручки и говорит: «Где ручка? Вот руч­ка у Мити! Вымоем ручки чисто-чисто!»

Слово "ДАЙ" тоже употребляется в сочетании с различными сло­вами и по отношению к разным предметам: «Дай куклу!», «Дай ложку!».

 

Предмет не только много раз показывается малышу, ему дают его потрогать, просят назвать его. Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово ПОМИДОР. Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начина­ют самостоятельную жизнь.

Родители должны знать, что для превращения слова-названия в слово-понятие важно выработать на него большое число двигатель­ных условных связей. Интересный эксперимент, проведенный психо­логами в Доме ребенка, описан М.М. Кольцовой в книге «Ребенок учится говорить».

Изучали две группы детей от 1 года до 1 года 3 месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз по пять секунд показывали незнакомый предмет (КНИГУ) и говорили: «Книга, это книга». Дети каждый раз обращали взгляд в сторону по­казываемого предмета. За время наблюдения реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также использовали КНИГУ, но произво­дили большое количество действий: «ВОТ КНИГА», «ОТКРОЙ КНИ­ГУ», «ЗАКРОЙ КНИГУ», «ПОЛОЖИ КНИГУ» и т. д. — всего 20 тако­го рода команд, каждая из которых требовала двигательных реакций.

В результате на просьбу дать книгу дети из первой группы брали ту книгу, с которой имели дело в предыдущих опытах, и отдавали ее.

Когда просили взять еще какую-нибудь книгу, то они либо брали любой другой предмет (куклу, машинку), либо двигательной реакции не следовало вообще. То есть для них слово КНИГА осталось назва­нием одного конкретного предмета и обобщающего значения не при­обрело.

Все малыши второй группы выбрали из лежащих перед ними предметов сначала знакомую им книгу, а затем и все остальные. Они не только отличали книги от других предметов, но и смогли обобщить их словом КНИГА. Значит, слово стало для них понятием, относя­щимся ко многим предметам, в чем-то сходным, а в чем-то разли­чающимся между собой.

Следовательно, родители должны учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т. д. Малыш не должен быть предоставлен се­бе — он должен под руководством взрослого учиться нужным дейст­виям с предметами, потому что это развивает его мышление.


Пока сам ребенок не знает, что и как делать, ему надо показать и подсказывать даже самые простые действия, научить его этим дейст­виям. Девочек, скажем, играть в куклы, одевать и раздевать их, кор­мить, купать и т. д. Мальчиков — складывать из кубиков дом, катать машинки и т. д.

Все действия необходимо комментировать: «Вот белое платье. Надень кукле Маше платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате — топ, топ...» Мама включается в игру и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формиро­ванию обобщающих понятий.

Различают четыре степени обобщения:

1 степень — слово обозначает один конкретный предмет (ЭТО КУКЛА; ЭТО КУБИК). Оно совпало с ощущениями от него и между ними образовалась прочная связь.

2 степень — слово обозначает уже группу однородных предме­тов (КУКЛА относится к любой кукле). Значение его шире, менее конкретно, менее связано с каким-то определенным предметом. 1 и 2 степени обобщения доступны детям второго года жизни.

3   степень — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (ОДЕЖДА, ПОСУДА, ИГРУШКИ). Эта степень обобщения достигается детьми к трем годам.

4  степень — слово как бы аккумулирует предыдущие уровни обобщения (ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ и т. д.) Такой уровень обобщения дос­тупен лишь к четырем годам.

При 1 и 2 степени обобщения ребенок должен связать слово с ощущениями от данного предметами и, главное, действиями, которые он с ним производит. В свое время И.М. Сеченов приводил нагляд­ный пример с колокольчиком: малыш видит его — получает зритель­ное ощущение, трогает — получает осязательное ощущение, коло­кольчик издает звук — слуховое ощущение, и, наконец, взрослый го­ворит «динь-динь».

На втором году жизни ребенок уже понимает, что каждый пред­мет имеет название, что каждое свойство предмета — большой или маленький, красный синий, соленый сладкий — тоже имеет название, как и всякое действие — съел, пошел, заговорил. Малыш узнает, что предметы и действия объединяются в группы, имеющие словесные обозначения: еда, игра, посуда и т. д.

Звуки речи

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает: губные звуки — п, пь, б, бь, м, мь; губно-зубные — ф, фь, в, вь; переднеязычные — т,  ть, д, дь, н, нь, сь, ль; заднеязычные — к, кь, г, гь, х, хь.

Свистящие звуки (с, сь, з, зь), шипящие (ш, щ, ж, ч) и сонорные (р, рь, л, ль) ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет. Зада­ча родителей — проводить подготовительную работу, которая по­может ему овладеть движениями артикуляционного аппарата и раз­вить слуховое внимание. Например, можно предложить ему опреде­лить игрушку по звукоподражанию (используя озвученные собачку, кошку и т. д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан и т. д.).

Мы произносим различные звуки благодаря хорошей подвижно­сти и дифференцированной работе органов артикуляционного аппа­рата.

Точность, сила, объем этих движений развиваются у ребенка по­степенно. Мы можем помочь ему в этом упражнениями артикуляционной гимнастики. С детьми от 1 года до 2 лет можно поиграть в ЛОШАДКУ — пощелкать языком, широко раскрывая рот, причем лошадка едет то медленно, то быстро. Упражнение «Лошадка» спо­собствует укреплению мышц языка и его подъему вверх за счет под­тягивания подъязычной связки.

Пользуясь тем, что от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс пер­воначального развития речевых умений и навыков, очень важно вос­питывать у него потребность в общении, внимание к речи окружаю­щих, а также речевую память и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.


 


 

 

Материал  подготовила учитель-логопед

Бабина Елена Степановна,

по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.

Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ 
(возраст 2-3 года)

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматиче­ские формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, за­тем — дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соедини­тельные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и ок­ружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание соб­ственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и вос­принимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет про­стые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000-1200 слов.

Лексика

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идет гулять».

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». Затем появляются ха­рактеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова — точное воспроизведение слогового ряда — звукового оформления, — к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропуска­ет, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определен­ной слоговой последовательности:

   односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;

  простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;

  двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;

  трехсложные слова без стечения согласных — КОРОВА, ВО­РОНА, ВОРОТА;

  трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;

  слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕ­ГРАФ;

  четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных — БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.


Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2—3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малы­шом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Прой­денное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка — овладение грамматической структурой. Граммати­чески речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, прогова­ривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спрята­лась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола».

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на пред­логи. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: «Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Ма­шина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Маши­на едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла». Так усваива­ются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закре­плению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заме­няют шипящие — свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обрати­те внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомне­ния, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно еже­дневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными им­провизациями. Например:

«Язычок живет в домике, который называется Ротик. Пока­жи!» — Ребенок показывает.

«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика».

«Каждое утро Язычок делает зарядку» — «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

«Затем Язычок чистит зубки» — кончиком языка погладить ниж­ние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

«Язычок завтракает. Ест манную кашу». — «Мпя-мня-мня».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке» — предлагается пощелкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно.

«У тетушки идет ремонт и Язычок помогает красить потолок и стены» — копчиком языка погладить небо и внутреннюю поверх­ность щек.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» — широкое дви­жение языком по верхней и нижней губе.

«Язычок покачался на качелях в парке» — попеременные движе­ния языком то к носу, то к подбородку.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой!»


Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привле­кайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предвари­тельно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.


Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокас­сеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Курочка- Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д. Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артику­ляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические ис­следования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Мож­но продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома ку­кольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают гово­рить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, сле­дует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки ак­тивной речи у детей 2—2,5 лет.

Задержка речи па стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обо­значающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Не­умение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекатель­ным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотруд­ничество с ребенком по типу «давай вместе». И, в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка па стадии эмоционального общения со взрослым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом являет­ся лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавше­гося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.


Ориентация в основном на предметный мир.
Родителей раду­ет, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предме­тами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточива­ясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмо­циональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и вниматель­ное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, об­радоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку- ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следу­ет придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутст­вии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим на­строением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в ко­торые нельзя играть одному, например, катать мячик.

«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. При­чины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затрудне­но несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ре­бенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, об­ращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.

 



 

 

 

 

Материал подготовила учитель-логопед

Бабина Елена Степановна,

по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.

Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

 ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ 

(возраст 3-4 года) 

Три года — возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расши­ряется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась,— он легко внушаем, раним.
К четырем годам все это принимает более сложные формы, а главное — совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассив­ный, так и активный словарь. В грамматически правильно построен­ных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифици­рует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковородка — это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т. д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия.
У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние жи­вотные» — нередко это происходило по дороге из детского сада до­мой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на прилавках, называя их, определяя вели­чину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы.
Следите, пожалуйста, за своей речью, ибо она должна быть об­разцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения.
Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислуши­вайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Поста­райтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно гово­рить, ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее со­стояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит цен­тральная нервная система. Возможно, не лишне напомнить, что рече­вой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи; органы голосоподачи и голосоведения, то есть гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.
Как мы говорим 
Органы дыхания подают струю воздуха, необходимую для обра­зования голоса. Начинают работать голосовые связки, образуется го­лос. Система воздушных полостей — резонанс, усиливающий звук голоса. В результате активной деятельности органов произношения (язык, губы, нижняя челюсть) образуются звуки речи. Язык и губы совершают движения, принимают различное положение, мягкое небо открывает и закрывает проход в нос.
Когда струя воздуха свободно проходит через рот, образуются гласные звуки, в основном благодаря языку и губам: а, о. у, и, э.
А согласные звуки образуются в результате возникновения в ро­товой полости различных преград с помощью языка и губ.
Большинство детей на четвертом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые все еще испытывают определенные трудно­сти с шипящими (ш, ж) или сонорными (р, л). Неправильно упот­ребляется ударение, допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.
Малыш произносит звук то правильно, то неправильно, в одном слове произносит его, в другом — нет.
Нередко — по мере появления нового звука — он употребляет его слишком часто, заменяя им другие звуки. Так, например, с появ­ления звука ш-ж, он начинает заменять ими звуки с-з: САНИ — ШАНИ, ЗАИКА - ЖАИКА. С появления звука р, заменяет звук л: ЛАПТИ — РАПТИ, ЗЕРКАЛО — ЗЕРКАРО. Если речь не чистая, неправильно произносится большинство звуков, твердые согласные смягчаются и т. д., следует обратиться к логопеду, продолжая зани­маться с ребенком артикуляционной гимнастикой.
 



Материал подготовила  

учитель-логопед

Бабина Елена Степановна,

по  книге Шевцовой Е.Е.,  Воробьевой Е.В.

Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.

  
 


РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА 

ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ 

(возраст 4-5 лет) 

 

К 4—5 годам ребенок становится настоящим дошкольником, он уже многое может по-настоящему. В этом возрасте малыш овладевает падежами, сначала родитель­ным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произ­носят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?»

Пятый год жизни — заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвистическое совер­шенство детского словообразования, построенного по законам родно­го языка, поразительная чуткость малышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

Психолог Т. Н. Ушакова выделила основные принципы, по кото­рым дети образуют новые слова. Иногда часть слова используется как целое: «Мы лепили, и получилась лепь» или «Собака прыгнула боль­шим прыгом». А иногда к корню одного слова дети прибавляют окончание другого: «На кофточке рваность» или «Одеваться без помогания».

Случается, что малыши образуют и синтетические слова: БАНАНАС (банан + ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезьяны); ВОРУНИШКА (вор + врунишка); МАПИНА ДОЧКА, ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрасте 4—5 лет он пользуется готовыми фраза­ми или шаблонами, составляя из них рассказы и сказки, которые обычно начинаются словами: «Жил-был...» или «Жила-была...» В каж­дое повествование старается внести что-то свое, и это способствует развитию его творческих способностей.

Родители должны научиться внимательно слушать своего ребен­ка. Хорошо, если они вписывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году значительно улучшается его звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит сло­говую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произ­ношении. Постепенно эти недостатки проходят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, вы­делять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать сло­ва, которые начинаются на звук т или д, в или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, уско­рение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.

Дети с удовольствием подражают взрослым, точно воспроизводя различные интонацонно-мелодические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу. Свобод­но, в течение 3—5 секунд они могут произносить гласный звук, по­скольку речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.

Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует. Па­ша-маша, каша-наша, а иногда сочиняет собственные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насы­щая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаше пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т. д., сложносочиненными и сложноподчиненными пред­ложениями.

Если вы хотите помочь малышу закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя...

Нашу деточку...»

«Спать пора

Уснул...

Лег в коробку

На...»


Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать четкую артикуляцию, предложите малышу повторять за вами чистоговорки:

 

«Са, са, са — вот летит оса.

Со, со, со — у Сони колесо.  

Су, су, су — мы видели лису.

Це, це, це — румянец на лице.

Ла, ла, ла — Мила в лодочке плыла.  

                                                       Ра, ра, ра — высокая гора.

 

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

 

Ткет ткач ткани на платки Татьяне.

 

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

 

Ласточки свили гнездо под нашей крышей.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне он смешон.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

 

Можете вместе с ребенком сочинять чистоговорки.

Например:

                    «Иска, иска — маленькая киска»

или

«Иска, иска — на столе миска» и т. д.

 

Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью ре­чи — заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обращает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словар­ный запас, и речь становится выразительной, грамотной, четкой.

Таков ваш дошкольник — умный и внимательный. Он умеет вос­принимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практиче­ских действий — он чувствует уверенность в своих силах. 

 

Материал подготовила учитель-логопед

Бабина Елена Степановна,

по  книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.

Развитие речи ребенка от одного года до

семи лет.

  

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ 

(5-6 лет) 

 К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000 — 3500 слов. Он активно начинает пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произ­ношение слов сложной слоговой структуры (транспорт, транскрипция и т. д.).

Малыш уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов.

Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут произноситься шипящие звуки ([ш], [ж]), звук [р] заменяется звуком [л], либо произно­сится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба (велярный [р]). Иногда не дифференцированы свистящие и шипя­щие звуки ([с], [ш], [з], [ж]).

Дети 5-6 лет все чаще пользуются не только простыми распро­страненными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями. Увеличивается объем слож­ных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Высказывая свои суждения, дети прибегают к предложениям, где называют субъект (подлежащее), его действие или состояние (сказуе­мое), объект, на который направлено действие субъекта (дополнение). Указывают на конкретные обстоятельства, в которых протекало дей­ствие (обстоятельство) и на наиболее конкретные признаки субъекта или объекта (определение).

Происходит увеличение объема простых предложений в связи с грамматическим оформлением их главных и второстепенных членов, а также за счет употребления групп слов, выступающих в роли одно­родных членов предложения.

Сложные предложения ребенок использует чаще в разговорной речи, чем при пересказах.

Увеличение объема отдельных предложений, входящих в состав сложного и простых предложений, происходит в речи ребенка почти одновременно.

Например:

«У меня есть на даче кукла, а недалеко живет собака Шарик».

«Он поехал домой, где живет баба Клава».

К началу шестого года жизни ребенок все чаще употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из 3—4-х простых предложений.

Иногда в одном предложении может быть выражена при помощи придаточных предложений и временная зависимость и сделано указа­ние на пространственные отношения.

Рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления ребенка.

В среднем, пятилетний ребенок пользуется предложениями, со­стоящими из 12—15 слов. Большие затруднения возникают при со­гласовании большой группы слов, ведь каждое слово необходимо употребить в определенном значении, поставить на определенное ме­сто, согласовать со всей группой слов.

Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.

Дети старше пяти лет, высказывая развернутые суждения, испы­тывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения.

Чтобы речь вашего ребенка стала грамотной, помогите ему в практическом усвоении падежных окончаний и предлогов. Для этого принимайте участие в его игре и обязательно комментируйте все дей­ствия куклы, мишки или зайчика: «Кукла Маша вошла в комнату. Она села на стул. Выглянула в окно. Заглянула за шкаф. Вышла из-за шкафа. Спряталась под стол. Выбралась из-под стола».

Беседуйте с ребенком о содержании прочитанной книги, после просмотра мультфильма, кинофильма. Задавайте такие вопросы, на которые ребенок должен давать подробные, развернутые ответы. Анализируйте вместе поступки героев литературных произведений или кинофильмов. Стимулируйте к активному комментированию дей­ствий, когда он собирается на улицу, играет, выполняет какое-то за­дание.

Когда родители читают малышу художественное произведение, они должны обратить внимание на выразительность собственной ре­чи, что будет способствовать не только правильному пониманию со­держания, но и воспитает у ребенка потребность в выразительности произношения, придаст его речи интонационно-мелодическую окра­ску, поможет замедлить темп речи. Ребенок научится изменять звуко­вую окраску голоса (грустный/веселый), понижать или  повышать голос, делать паузы.

Если ваш малыш плохо запоминает прочитанное, не может пере­сказывать, предложите ему каждое прочитанное предложение проил­люстрировать рисунком-схемой, сначала на бумаге, а затем мысленно нарисовать картинку к каждому предложению.

Возраст от пяти до семи лет психологи считают «переходным» между дошкольным и школьным. У родителей, наверняка, возникает масса вопросов, например: «Когда отдавать ребенка в школу?», «Что значит — готов к школе?».

Готовность к школе — это личностная, интеллектуальная готов­ность, уровень развития зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков.

Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка опреде­ленного уровня психологического развития, которое обеспечивает сформированность речевых навыков, регулирует процессы внимания, памяти, мышления, что и дает возможность ребенку читать, писать, считать. Психолог Л.А. Венгер утверждает, что готовность ребенка к школе определяется степенью развития зрительно-моторной коорди­нации, то есть насколько рука умеет слышать глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме. Помимо этого, он должен уметь внима­тельно рассмотреть предмет или картинку, выделить детали. К пяти годам, как правило, эти умения уже сформированы. Родители обяза­тельно должны обратить внимание не только на отдельные движения руки или глаза, но и на их координацию между собой.


В этом вам помогут рисунки с натуры, копирование геометриче­ских фигур, схем, печатных букв или цифр, что обеспечит согласо­ванные действия глаза и руки.

В последнее время родители очень спешат с обучением ребенка чтению и письму. Многие специалисты, например, неврологи, физио­логи, офтальмологи, считают, что обучать ребенка чтению и письму нельзя раньше семи лет. Это связано с особенностями формирования центральной нервной системы, а также с несформированностью зри­тельных зон головного мозга ребенка.

Главная задача родителей — подготовить детей к усвоению на­выков чтения, письма, счета. Необходимо порекомендовать родите­лям познакомить детей с буквами, научить соотносить букву и звук, используя магнитную доску. Важно, чтобы ребенок до школы нау­чился из букв складывать слоги и читать их. Для того чтобы подгото­вить ребенка к обучению письму, полезно познакомить его с тетрадью в большую клетку и начать с вертикальных и горизонтальных линий, флажков, орнаментов.

Затем предложите детям нарисовать в определенной последова­тельности кружки, квадраты, треугольники. Можно попросить ребен­ка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в предложенном тексте.

Если к пяти годам у ребенка нарушено звукопроизношение, его необходимо проконсультировать у логопеда, который, в свою оче­редь, может решить вопрос о направлении ребенка в логопедическую группу детского сада.

На данном этапе необходимо продолжать развивать фонематиче­ский слух ребенка. Учить детей различать звонкие и глухие согласные ([ж] — [ш], [с] — [з] и т. д.).


Можете предложить ребенку следующие упражнения:

1. Повторить за вами слоговые ряды:

та — да — да

да — та — да

па — ба — ба

ба — ба — па

са — за — за

за — са — за

ка — га — га

га — ка — ка и т. д

 

2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку, если слышит звонкий, и опускает — если слышит глухой:

са — за — зы;

сэ — зо — зэ;

сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан.

 

3. Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых — мягких звуков ([л] — [л'], [р] — [р'], [т] — [т']).

Упражнения на дифференциацию звуков (из книги А.И. Максако­ва «Правильно ли говорит ваш ребенок»)

Звуки С — 3

Скороговорка:

Стоит воз овса, возле воза овца.

Поговорки:

У страха глаза велики.

Лето собирает, а зима поедает.

Трусливо­му зайке и пенек волк.

 Один за всех, все за одного.

 

Звуки С — Ц

Поговорки:

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кто за все берется, тому ничего не удается.

Молодец против овец, а против молодца — сам овца.

Ко­нец — делу венец.

Цыплят по осени считают.

 

Звуки С — Ш

Чистоговорки:

Са — ша — ша — Соня моет малыша.

Ас — аш — аш — под со­сной стоит шалаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Вымыли мышки миски для мишки.

 

Звуки Ц — Ч

Чистоговорки:

Ча — ца — ца         — стоит мальчик у крыльца.

Ца — ча — ча — рас­тет птенчик у грача.

У волчицы — волчата, а у курицы — цыплята.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся (очки).

 

Звуки С — Щ

Скороговорка:

Ща — са — са — под кустом сидит лиса.

У гусыни усов ищи, не ищи — не сыщешь.

Ищи ветра в поле.

Щи да каша — пища наша.

Всякой вещи свое место.

 

Звуки Р —Л

Скороговорки:

Рыбу ловит рыболов — весь в реку уплыл улов.

Вкусная халва — мастеру хвала.

Роман играет на рояле, а Рита на флейте.

Ландыш наш Лавр рвал,

Ларе ландыши давал,

Лара ландыши брала,

Рада ландышам была,

Лавр дарил ведь от души

Ларе ландыши.

 

Развитие слухового внимания:

 

1. Прочитайте ребенку стихотворение «Путаница» К. Чуковского, попросите определить неточности.

 

2. Прочитайте стихотворение З. Александровой  «Что взяла, кла­ди на место»

Предложите помочь девочке расставить вещи по своим местам.

 

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку.

Прячет ботики в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку.

Сунуть ботики в кровать.

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там...

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам.

 

Материал  подготовила учитель-логопед

Бабина Елена Степановна,

по  книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.

Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

(6-7 лет)

Готов ли Ваш ребёнок к школе?

Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется со­всем большим —  многое знает и умеет, и не за горами школа.

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избиратель­ным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нра­вится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит в основном непро­извольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, не­обычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седь­мого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого старший дошкольник может даже использовать определен­ные предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь — она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать!» — говорит малыш, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание — ребенку труд­но еще сосредоточиться на чем-то однообразном.

А вот в интересной игре внимание может быть достаточно устой­чивым. В целом, возможности этой новой «взрослой» формы внима­ния — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики. Развивается и память вашего малыша. В основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизволь­ный характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно.

Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седь­мого года жизни является значительное развитие произвольного за­поминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повто­рение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Активно развивается и воображение ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана. Все достижения вашего дошкольника, о которых мы уже рассказали, во многом связаны с ак­тивным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-образное мышле­ние, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчиты­вая палочки, он обязательно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления — на­глядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представ­ления. А высшим достижением в этом возрасте является умение ис­пользовать при решении задач схематические изображения. Эта фор­ма мышления является основной для развития логического мышле­ния, связанного с использованием понятий, когда все действия произ­водятся в уме.


Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, которое будет так важно для обучения в школе.

Такой ваш старший дошкольник — умный и внимательный, с развитым восприятием, памятью и мышлением, со значительным опытом практических действий — чувствует уверенность в своих си­лах, ставит себе все более сложные и разнообразные цели, может ино­гда усилием воли регулировать свое поведение. Но наиболее эффек­тивным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, хотя иногда в роли «законодателя» может выступать и он сам. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих. Самооценка вашего малыша в этом возрасте основывается на умении сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном обобщенная и завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она несколько снижается, ребенок более четко может оценить отдельные свои каче­ства. Хотя остающаяся преобладающей обобщенная самооценка при­водит к тому, что любую неодобрительную оценку взрослым какого-то отдельного своего действия ребенок переживает как оценку своей личности в целом, очень расстраиваясь при этом.

Поэтому порицания, замечания, отрицательные оценки при обу­чении старших дошкольников надо использовать только очень осто­рожно и ограниченно.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольника, можно сказать, что в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчлененное восприятие, смысловое запоминание. Активно развивается у него произвольная форма памя­ти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать малыша слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Стар­ший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстника­ми, регулировать свои действия принятыми нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. И теперь у вашего ребенка впереди новый этап его жизни — школа.

«А ты в школу хочешь?» — этот вопрос часто задают шести-семилетним малышам родственники и знакомые. Часто волнуются и родители: «А готов ли наш ребенок к школе?» Так что же важно знать о готовности ребенка к школьному обучению?

Первая состав­ляющая готовности ребенка к школе — это личностная готовность вашего дошкольника, желание самого ребенка учиться, готовность его принять положение школьника, имеющего свой особенный круг прав и обязанностей. Причем важно, чтобы обучение в школе привле­кало не только своей внешней стороной — портфель, учебники, тет­ради, но и возможностью узнавать что-то новое.

Важно, чтобы ребенок воспринимал задания взрослого, умел ра­ботать по предлагаемому образцу. Личностная готовность предпола­гает также умение дошкольника произвольно управлять своим пове­дением, хорошую эмоциональную устойчивость. Это как раз то, что подчас наименее сформировано у современных дошколят, так много знающих и умеющих уже до школы. Да и для родителей такого рода неготовность к школе их малыша меньше всего заметна. Как правило, родители обращают внимание на интеллектуальную подготовлен­ность ребенка, что несомненно тоже важно. Запас конкретных знаний, рациональный подход к действительности, логическое мышление и смысловое запоминание, хорошее развитие речи, тонких движений руки и зрительно-двигательных координации очень помогут успеху ребенка в школе. То, насколько хорошо ваш ребенок будет чувство­вать себя в школе, в новой группе детей определит социально-психологическая готовность ребенка к обучению. Развитие у ребенка потребности в общении с другими детьми необходимы дошкольнику для вхождения в детское общество, для того чтобы действовать со­вместно.

В заключение хочется подчеркнуть, что готовность ребенка к школе определяется как его умственным, так и личностным развити­ем, не последнюю роль играет и состояние здоровья. Все эти качества развиваются не одновременно. Например, интеллектуальная готов­ность необязательно сочетается со способностью ребенка к система­тическим занятиям, с серьезным отношением к обучению. Поэтому нельзя требовать от несозревшего организма ребенка слишком много­го. Знание своего малыша, его интересы, возможности и ограничения всегда должны оставаться главными для родителей.

По данным американских исследователей около 20% школьни­ков имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка вклю­чает около 5—6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно- временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости.

Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а пись­ма — дисграфией.


У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зрительного воспри­ятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки — зрительного образа буквы.

Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего — и как можно раньше — родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как да­же те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правиль­но соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соот­ветствующей ему буквой. Поэтому одно из самых распространенных нарушений письменной речи и получило название «косноязычия на письме».

Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше бесе­довать с ним — о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра. Слушайте его внима­тельно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ.

Подготовкой к грамотному письму может послужить совершен­ствование пространственно-временных представлений ребенка: спра­ва — слева, наверху — внизу, впереди — позади; ориентация во вре­менах года, времени суток и т. д. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в бе­седе.

Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пласти­лина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.

Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написан­ных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластико­вых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить «поле зре­ния» ребенка, научит его соотносить звук и букву, различать соглас­ные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Совер­шенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и карандашей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьны­ми знаниями.

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по про­филактике и устранению нарушений во многом сходны.

Выполняя следующие задания, ребенок научится определять ко­личество, последовательность и место слов в предложении:

1.Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2.Придумать предложение с определенным количеством слов.

3.Увеличить количество слов в предложении.

4. Составить графическую схему данного предложения и приду­мать по ней другое предложение.

5.Определить место слова в предложении — какое по счету.

6.  Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.


А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:

1. Выделить гласный звук из слога и слова.

2.Определить место гласного звука в слове.

3. Назвать гласные в слове.

4.Записать только гласные звуки данного слова.

5.Определить пропущенный слог в слове:  ___буз,  ___жа,  жа___, ли___.

6.Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).

7. Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.

Примерные задания по формированию звукобуквенного анализа:

1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.

2.Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3.    Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Письменные работы:

1. Вставить пропущенные буквы в слова:

па...ка, по...ка,, шта...га.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос).

3.Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.

4.  Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно их назвать и записать.

5.  Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

НО... (НОС)

НО... (НОГА)

НО... (НОЧЬ)

НО... (НОМЕР)

НО... (НОРКА)

6.Подобрать слово с определенным количеством звуков:

А                   У                  С

АНЯ            УЛЯ            СОН

АГАТ           УКАЗ          САНИ

АРБУЗ          УЛИЦА      САХАР

АНАНАС     УКАЗКА     САМОЛЕТ

7. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответст­вующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.

8. Преобразование слов:

а) Добавить звук: МЕХ-СМЕХ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА;

б) Изменяя один звук слова, составить цепочку слов: 

СОМ-СОК-СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР;

в) переставить звуки местами: ЛИПА-ПИЛА, ПАЛКА-ЛАПКА;

9. Какие слова можно составить из букв одного слова: РАКЕТА-КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД,  ДОРОГА-ГОРА, РОГА, РОД, ГОРОД.

10. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое по­следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:

СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦЫПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-СТАЯ.

11.       Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из оп­ределенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12.       Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо осталь­ных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т. д. (С……….. - СОРЕВНОВАНИЕ).

13.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном по­рядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН, СОР-РОС.

14.  Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: ПОРТ, АР­БУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют первый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).

15. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.

16.  Какой звук убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА- РОЗА)?

17. Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СОБАКА-ОЗЕРО, БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах работы делается опора на проговаривание.

Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксиче­ских навыков, представления об элементах слова и о структуре пред­ложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение. Работа над пред­ложением строится по следующему плану:

   Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)

 

   Другие двусоставные предложения.

Распространенные предложениям из 3—4-х слов: существитель­ное, глагол, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО).

Предложения типа:

ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ.

ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ.

МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ.

В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложе­ния распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета.

Следующие виды заданий:

   ответы на вопросы;

   составление предложений устно;

   составление предложений в письменной форме.

Если ребенок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звуко- слоговой синтез.

Ребенку можно предложить упражнения:

  назвать слово, произнесенное отдельными звуками (К, О, Ш, К, А;

Р, У, Б, А, Ш, К, А);

   назвать слитно слово, произнесенное по слогам;

   составить слово из слогов, которые даны в беспорядке;

   произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА- ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).

Наконец, проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов:

   прочитать слово и показать соответствующую картинку; вы­полнить действие, ответить на вопросы;

    прочитать предложение и подобрать соответствующую кар­тинку;

   выбрать из текста предложение, которое соответствует содер­жанию картинки;

   найти в тексте ответ на вопрос;

   прочитать предложение и ответить на вопросы по его содер­жанию.

Параллельно необходимо, обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия.

 

Материал  подготовила учитель-логопед

Бабина Елена Степановна,

по  книге  Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.

Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий