В возрасте от трех до пяти-шести недель такое общение глазами особенно важно для младенца. Он упорно, день за днем, в течение всего времени бодрствования старается поймать и удержать взгляд матери. Он еще не умеет улыбаться, но в ответ на ласковый разговор и улыбку матери мышцы его лица расслабляются, и мама видит, что малыш испытывает удовольствие от общения с ней.
по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
(возраст 1-2 года)
К концу первого года жизни ребенок пытается вслед за взрослыми повторять отдельные слова. Девочки начинают говорить раньше — на 8—9-м месяце жизни, мальчики позже — на 11— 12-м.
Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА,
ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, АМ-АМ и т. д. Все существительные употребляются в именительным
падеже и единственном числе.
К полутора годам ребенок попытается связать два слова: «Мама! Дай!», усваивает повелительное наклонение глаголов: «ИДИ!», «Дай!», «Положи!», выражающих его желание и потому имеющих для него важное значение. Месяца через два появляются формы множественного числа: КИСКА — КИСКИ. К двум годам жизни активный словарь ребенка включает до 1000 слов.
Для того, чтобы вычленить из словосочетания (ДАЙ РУЧКУ) отдельные слова (ДАЙ и РУЧКУ), и ребенку, и взрослому надо немало потрудиться. Мама моет сыну ручки и говорит: «Где ручка? Вот ручка у Мити! Вымоем ручки чисто-чисто!»
Слово "ДАЙ" тоже употребляется в сочетании с различными словами и по отношению к разным предметам: «Дай куклу!», «Дай ложку!».
Предмет не только много раз показывается малышу, ему дают его потрогать, просят назвать его. Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово ПОМИДОР. Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь.
Родители должны знать, что для превращения слова-названия в слово-понятие важно выработать на него большое число двигательных условных связей. Интересный эксперимент, проведенный психологами в Доме ребенка, описан М.М. Кольцовой в книге «Ребенок учится говорить».
Изучали две группы детей от 1 года до 1 года 3 месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз по пять секунд показывали незнакомый предмет (КНИГУ) и говорили: «Книга, это книга». Дети каждый раз обращали взгляд в сторону показываемого предмета. За время наблюдения реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также использовали КНИГУ, но производили большое количество действий: «ВОТ КНИГА», «ОТКРОЙ КНИГУ», «ЗАКРОЙ КНИГУ», «ПОЛОЖИ КНИГУ» и т. д. — всего 20 такого рода команд, каждая из которых требовала двигательных реакций.
В результате на просьбу дать книгу дети из первой группы брали ту книгу, с которой имели дело в предыдущих опытах, и отдавали ее.
Когда просили взять еще какую-нибудь книгу, то они либо брали любой другой предмет (куклу, машинку), либо двигательной реакции не следовало вообще. То есть для них слово КНИГА осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело.
Все малыши второй группы выбрали из лежащих перед ними предметов сначала знакомую им книгу, а затем и все остальные. Они не только отличали книги от других предметов, но и смогли обобщить их словом КНИГА. Значит, слово стало для них понятием, относящимся ко многим предметам, в чем-то сходным, а в чем-то различающимся между собой.
Следовательно, родители должны учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т. д. Малыш не должен быть предоставлен себе — он должен под руководством взрослого учиться нужным действиям с предметами, потому что это развивает его мышление.
Пока сам ребенок не знает, что и как делать, ему надо показать и подсказывать даже самые простые действия, научить его этим действиям. Девочек, скажем, играть в куклы, одевать и раздевать их, кормить, купать и т. д. Мальчиков — складывать из кубиков дом, катать машинки и т. д.
Все действия необходимо комментировать: «Вот белое платье. Надень кукле Маше платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате — топ, топ...» Мама включается в игру и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формированию обобщающих понятий.
Различают четыре степени обобщения:
1 степень — слово обозначает один конкретный предмет (ЭТО КУКЛА; ЭТО КУБИК). Оно совпало с ощущениями от него и между ними образовалась прочная связь.
2 степень — слово обозначает уже группу однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле). Значение его шире, менее конкретно, менее связано с каким-то определенным предметом. 1 и 2 степени обобщения доступны детям второго года жизни.
3 степень — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (ОДЕЖДА, ПОСУДА, ИГРУШКИ). Эта степень обобщения достигается детьми к трем годам.
4 степень — слово как бы аккумулирует предыдущие уровни обобщения (ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ и т. д.) Такой уровень обобщения доступен лишь к четырем годам.
При 1 и 2 степени обобщения ребенок должен связать слово с ощущениями от данного предметами и, главное, действиями, которые он с ним производит. В свое время И.М. Сеченов приводил наглядный пример с колокольчиком: малыш видит его — получает зрительное ощущение, трогает — получает осязательное ощущение, колокольчик издает звук — слуховое ощущение, и, наконец, взрослый говорит «динь-динь».
На втором году жизни ребенок уже понимает, что каждый предмет имеет название, что каждое свойство предмета — большой или маленький, красный — синий, соленый — сладкий — тоже имеет название, как и всякое действие — съел, пошел, заговорил. Малыш узнает, что предметы и действия объединяются в группы, имеющие словесные обозначения: еда, игра, посуда и т. д.
Звуки речи
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает: губные звуки — п, пь, б, бь, м, мь; губно-зубные — ф, фь, в, вь; переднеязычные — т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль; заднеязычные — к, кь, г, гь, х, хь.
Свистящие звуки (с, сь, з, зь), шипящие (ш, щ, ж, ч) и сонорные (р, рь, л, ль) ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет. Задача родителей — проводить подготовительную работу, которая поможет ему овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ему определить игрушку по звукоподражанию (используя озвученные собачку, кошку и т. д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан и т. д.).
Мы произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Точность, сила, объем этих движений развиваются у ребенка постепенно. Мы можем помочь ему в этом упражнениями артикуляционной гимнастики. С детьми от 1 года до 2 лет можно поиграть в ЛОШАДКУ — пощелкать языком, широко раскрывая рот, причем лошадка едет то медленно, то быстро. Упражнение «Лошадка» способствует укреплению мышц языка и его подъему вверх за счет подтягивания подъязычной связки.
Пользуясь тем, что от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков, очень важно воспитывать у него потребность в общении, внимание к речи окружающих, а также речевую память и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.
Материал подготовила учитель-логопед
Бабина Елена Степановна,
по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.
Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ(возраст 2-3 года)
На третьем году
жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение
к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется
родительный падеж, затем — дательный, творительный, предложный. Фразы
становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные
союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким
этапом — огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они
должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей
этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы
родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно;
большое значение приобретают паузы.
Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.
На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000-1200 слов.
В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идет гулять».
Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». Затем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».
Овладение слоговой структурой слова — точное воспроизведение слогового ряда — звукового оформления, — к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определенной слоговой последовательности:
— односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;
— простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;
— двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;
— трехсложные слова без стечения согласных — КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА;
— трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;
— слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕГРАФ;
— четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных — БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.
Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2—3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.
На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка — овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола».
Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: «Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Машина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла». Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.
Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заменяют шипящие — свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.
Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными импровизациями. Например:
«Язычок живет в домике, который называется Ротик. Покажи!» — Ребенок показывает.
«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика».
«Каждое утро Язычок делает зарядку» — «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.
«Затем Язычок чистит зубки» — кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.
«Язычок завтракает. Ест манную кашу». — «Мпя-мня-мня».
«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке» — предлагается пощелкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно.
«У тетушки идет ремонт и Язычок помогает красить потолок и стены» — копчиком языка погладить небо и внутреннюю поверхность щек.
«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» — широкое движение языком по верхней и нижней губе.
«Язычок покачался на качелях в парке» — попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.
«Язычок сел на лошадку и поехал домой!»
Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д.
Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.
Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Курочка- Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д. Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.
С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.
Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.
Почему заговорить бывает трудно
Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.
Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2—2,5 лет.
Задержка речи па стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И, в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.
Задержка па стадии эмоционального общения со взрослым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.
Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.
Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку- ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.
Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.
«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.
Материал подготовила учитель-логопед
Бабина Елена Степановна,
по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.
Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Три года —
возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера:
появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает
интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась,— он легко
внушаем, раним.К четырем годам
все это принимает более сложные формы, а главное — совершенствуется речь
ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически
правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок
классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что
чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковородка — это посуда. А посуда
бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т. д. Совершая
различные действия с ней, он называет эти действия.У него уже
сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи»,
«фрукты», «мебель», «домашние животные» — нередко это происходило по дороге из
детского сада домой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин
и показывали ему предметы на прилавках, называя их, определяя величину, цвет и
форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные
ответы.Следите,
пожалуйста, за своей речью, ибо она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь
избавиться от недостатков звукопроизношения.
Говорите
медленно, четко, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего
голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести
до минимума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты
звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно говорить,
ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно
воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение
внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой
которого руководит центральная нервная система. Возможно, не лишне напомнить,
что речевой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи;
органы голосоподачи и голосоведения, то есть гортань с голосовыми связками; и
система воздушных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.Как
мы говорим Органы дыхания
подают струю воздуха, необходимую для образования голоса. Начинают работать
голосовые связки, образуется голос. Система воздушных полостей — резонанс,
усиливающий звук голоса. В результате активной деятельности органов
произношения (язык, губы, нижняя челюсть) образуются звуки речи. Язык и губы
совершают движения, принимают различное положение, мягкое небо открывает и закрывает
проход в нос.Когда струя
воздуха свободно проходит через рот, образуются гласные звуки, в основном
благодаря языку и губам: а, о. у, и, э.А согласные звуки
образуются в результате возникновения в ротовой полости различных преград с
помощью языка и губ.Большинство детей
на четвертом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые все еще
испытывают определенные трудности с шипящими (ш, ж)
или сонорными (р, л). Неправильно употребляется ударение, допускаются
перестановки, замены, выпадения слогов.Малыш произносит
звук то правильно, то неправильно, в одном слове произносит его, в другом —
нет.Нередко — по мере
появления нового звука — он употребляет его слишком часто, заменяя им другие
звуки. Так, например, с появления звука ш-ж, он начинает заменять ими
звуки с-з: САНИ — ШАНИ, ЗАИКА - ЖАИКА. С появления звука р,
заменяет звук л: ЛАПТИ — РАПТИ, ЗЕРКАЛО — ЗЕРКАРО.
Если речь не чистая, неправильно произносится большинство звуков, твердые
согласные смягчаются и т. д., следует обратиться к логопеду, продолжая заниматься
с ребенком артикуляционной гимнастикой.
Материал
подготовила
учитель-логопед
Бабина Елена Степановна,
по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.
Развитие речи
ребенка от одного года до семи лет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
(возраст 4-5 лет)
К 4—5 годам
ребенок становится настоящим дошкольником, он уже многое может по-настоящему. В
этом возрасте малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным,
творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные
фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с
удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов:
«Почему?»
Пятый год жизни —
заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще
продолжается. Лингвистическое совершенство детского словообразования,
построенного по законам родного языка, поразительная чуткость малышей к языку
радуют, удивляют и забавляют родителей.
Психолог Т. Н.
Ушакова выделила основные принципы, по которым дети образуют новые слова.
Иногда часть слова используется как целое: «Мы лепили, и получилась лепь» или
«Собака прыгнула большим прыгом». А иногда к корню одного слова дети
прибавляют окончание другого: «На кофточке рваность» или «Одеваться без помогания».
Родители должны
научиться внимательно слушать своего ребенка. Хорошо, если они вписывают за
ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году значительно улучшается его
звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает
звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки, учится
выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру.
Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством
согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку
произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не
дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки проходят,
подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать
язык и губы для произношения сложных звуков.
5-летний ребенок
может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с
ребенком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук т
или д, в или п, м или н.
Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, ускорение
и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.
Дети с
удовольствием подражают взрослым, точно воспроизводя различные интонацонно-мелодические
особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая
паузу. Свободно, в течение 3—5 секунд они могут произносить гласный звук, поскольку
речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно
произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.
Это тем более
необходимо, что у ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с
удовольствием их рифмует. Паша-маша, каша-наша, а иногда сочиняет собственные
четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка, не плачь, я
куплю тебе калач».
К 5 годам
активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет
им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями,
личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаше
пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель,
продукты и т. д., сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Если вы хотите
помочь малышу закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть
слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова
в небольших стихотворениях:
«Приходи к нам тетя...
Нашу деточку...»
«Спать пора
Уснул...
Лег в коробку
На...»
«Са, са, са — вот летит оса.
Со, со, со — у Сони колесо.
Су, су, су — мы видели лису.
Це, це, це — румянец на лице.
Ла, ла, ла — Мила в лодочке плыла.
Ра, ра, ра — высокая гора.
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
Ткет ткач ткани на платки Татьяне.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ласточки свили гнездо под нашей крышей.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне он смешон.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
Можете вместе с
ребенком сочинять чистоговорки.
Например:
«Иска, иска — маленькая киска»
или
«Иска, иска — на столе миска» и т. д.
Для развития
слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы над темпом,
плавностью, ритмом, выразительностью речи — заучивать небольшие стихи,
считалки, потешки.
Таков ваш дошкольник — умный и внимательный. Он умеет воспринимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практических действий — он чувствует уверенность в своих силах.
Материал
подготовила учитель-логопед
Бабина Елена
Степановна,
по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.
Развитие речи
ребенка от одного года до
семи лет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
(5-6 лет)
Малыш уже не
допускает пропусков, замен и перестановки слогов.
Звукопроизношение
приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию
и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут
произноситься шипящие звуки ([ш],
[ж]), звук [р] заменяется звуком [л],
либо произносится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба
(велярный [р]). Иногда не дифференцированы свистящие и шипящие звуки ([с], [ш],
[з], [ж]).
Высказывая свои
суждения, дети прибегают к предложениям, где называют субъект (подлежащее), его
действие или состояние (сказуемое), объект, на который направлено действие
субъекта (дополнение). Указывают на конкретные обстоятельства, в которых
протекало действие (обстоятельство) и на наиболее конкретные признаки субъекта
или объекта (определение).
Происходит
увеличение объема простых предложений в связи с грамматическим оформлением их главных
и второстепенных членов, а также за счет употребления групп слов, выступающих в
роли однородных членов предложения.
Сложные
предложения ребенок использует чаще в разговорной речи, чем при пересказах.
Увеличение
объема отдельных предложений, входящих в состав сложного и простых предложений,
происходит в речи ребенка почти одновременно.
Например:
«У меня есть на даче
кукла, а недалеко живет собака Шарик».
«Он поехал домой, где
живет баба Клава».
К началу шестого
года жизни ребенок все чаще употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения, состоящие из 3—4-х простых предложений.
Иногда в одном
предложении может быть выражена при помощи придаточных предложений и временная
зависимость и сделано указание на пространственные отношения.
Рост количества
слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления
ребенка.
В среднем,
пятилетний ребенок пользуется предложениями, состоящими из 12—15 слов. Большие
затруднения возникают при согласовании большой группы слов, ведь каждое слово
необходимо употребить в определенном значении, поставить на определенное место,
согласовать со всей группой слов.
Порядок слов в
предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в
русском языке.
Дети старше пяти
лет, высказывая развернутые суждения, испытывают все меньше затруднений в
грамматической форме изложения.
Беседуйте с
ребенком о содержании прочитанной книги, после просмотра мультфильма,
кинофильма. Задавайте такие вопросы, на которые ребенок должен давать
подробные, развернутые ответы. Анализируйте вместе поступки героев литературных
произведений или кинофильмов. Стимулируйте к активному комментированию действий,
когда он собирается на улицу, играет, выполняет какое-то задание.
Когда родители
читают малышу художественное произведение, они должны обратить внимание на
выразительность собственной речи, что будет способствовать не только
правильному пониманию содержания, но и воспитает у ребенка потребность в
выразительности произношения, придаст его речи интонационно-мелодическую окраску,
поможет замедлить темп речи. Ребенок научится изменять звуковую окраску голоса
(грустный/веселый), понижать или повышать голос, делать паузы.
Если ваш малыш
плохо запоминает прочитанное, не может пересказывать, предложите ему каждое
прочитанное предложение проиллюстрировать рисунком-схемой, сначала на бумаге,
а затем мысленно нарисовать картинку к каждому предложению.
Возраст от пяти
до семи лет психологи считают «переходным» между дошкольным и школьным. У
родителей, наверняка, возникает масса вопросов, например: «Когда отдавать
ребенка в школу?», «Что значит — готов к школе?».
Готовность к
школе — это личностная, интеллектуальная готовность, уровень развития
зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков.
Интеллектуальная
готовность — это наличие у ребенка определенного уровня психологического
развития, которое обеспечивает сформированность речевых навыков, регулирует
процессы внимания, памяти, мышления, что и дает возможность ребенку читать,
писать, считать. Психолог Л.А. Венгер утверждает, что готовность ребенка к
школе определяется степенью развития зрительно-моторной координации, то есть
насколько рука умеет слышать глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими,
должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или
карандаш, чтобы не уставал при письме. Помимо этого, он должен уметь внимательно
рассмотреть предмет или картинку, выделить детали. К пяти годам, как правило,
эти умения уже сформированы. Родители обязательно должны обратить внимание не
только на отдельные движения руки или глаза, но и на их координацию между
собой.
В последнее время
родители очень спешат с обучением ребенка чтению и письму. Многие специалисты,
например, неврологи, физиологи, офтальмологи, считают, что обучать ребенка
чтению и письму нельзя раньше семи лет. Это связано с особенностями
формирования центральной нервной системы, а также с несформированностью зрительных
зон головного мозга ребенка.
Главная задача
родителей — подготовить детей к усвоению навыков чтения, письма, счета.
Необходимо порекомендовать родителям познакомить детей с буквами, научить
соотносить букву и звук, используя магнитную доску. Важно, чтобы ребенок до
школы научился из букв складывать слоги и читать их. Для того чтобы подготовить
ребенка к обучению письму, полезно познакомить его с тетрадью в большую клетку
и начать с вертикальных и горизонтальных линий, флажков, орнаментов.
Затем предложите
детям нарисовать в определенной последовательности кружки, квадраты,
треугольники. Можно попросить ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную
букву в предложенном тексте.
Если к пяти годам
у ребенка нарушено звукопроизношение, его необходимо проконсультировать у
логопеда, который, в свою очередь, может решить вопрос о направлении ребенка в
логопедическую группу детского сада.
На данном этапе
необходимо продолжать развивать фонематический слух ребенка. Учить детей
различать звонкие и глухие согласные ([ж] — [ш], [с] — [з] и т. д.).
Можете предложить ребенку следующие упражнения:
1. Повторить за вами слоговые ряды:
та — да
— да
да — та — да
па — ба — ба
ба — ба — па
са — за — за
за — са — за
ка — га — га
га — ка — ка и т. д
2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются
глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку, если слышит звонкий, и опускает
— если слышит глухой:
са —
за — зы;
сэ —
зо — зэ;
сани,
сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан.
3. Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию
твердых — мягких звуков ([л] — [л'], [р] — [р'], [т] — [т']).
Упражнения на
дифференциацию звуков (из книги
А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»)
Звуки С — 3
Скороговорка:
Стоит воз овса, возле
воза овца.
Поговорки:
У страха глаза велики.
Лето собирает, а
зима поедает.
Трусливому зайке
и пенек волк.
Один за всех, все за одного.
Звуки С — Ц
Поговорки:
Заглянет солнце и
к нам в оконце.
Кто за все
берется, тому ничего не удается.
Молодец против
овец, а против молодца — сам овца.
Конец — делу
венец.
Цыплят по осени
считают.
Звуки С — Ш
Чистоговорки:
Са — ша — ша —
Соня моет малыша.
Ас — аш — аш —
под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в
шалаше шуршат.
Саша любит сушки,
а Соня ватрушки.
Вымыли мышки
миски для мишки.
Звуки Ц — Ч
Чистоговорки:
Ча — ца — ца — стоит
мальчик у крыльца.
Ца — ча — ча — растет птенчик у грача.
У волчицы — волчата, а у курицы — цыплята.
Два близнеца, два братца на нос верхом садятся (очки).
Звуки С — Щ
Скороговорка:
Ща
— са — са — под кустом сидит лиса.
У
гусыни усов ищи, не ищи — не сыщешь.
Ищи
ветра в поле.
Щи
да каша — пища наша.
Всякой
вещи свое место.
Звуки Р —Л
Скороговорки:
Рыбу ловит рыболов
— весь в реку уплыл улов.
Вкусная халва —
мастеру хвала.
Роман играет на рояле,
а Рита на флейте.
Ландыш наш Лавр
рвал,
Ларе ландыши
давал,
Лара ландыши
брала,
Рада ландышам
была,
Лавр дарил ведь
от души
Ларе ландыши.
Развитие слухового
внимания:
1. Прочитайте ребенку стихотворение «Путаница» К.
Чуковского, попросите определить неточности.
2. Прочитайте стихотворение З. Александровой «Что взяла, клади на место»
Предложите помочь
девочке расставить вещи по своим местам.
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку.
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там...
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
Материал подготовила учитель-логопед
Бабина Елена
Степановна,
по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.
Развитие речи
ребенка от одного года до семи лет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
(6-7 лет)
Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим — многое знает и
умеет, и не за горами школа.
И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избирательным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, необычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого старший дошкольник может даже использовать определенные предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь — она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать!» — говорит малыш, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание — ребенку трудно еще сосредоточиться на чем-то однообразном.
А вот в
интересной игре внимание может быть достаточно устойчивым. В целом,
возможности этой новой «взрослой» формы внимания — произвольного внимания — к
шести-семи годам уже достаточно велики. Развивается и память вашего малыша. В
основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизвольный
характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно.
Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седьмого года жизни является значительное развитие произвольного запоминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Активно развивается и воображение ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана. Все достижения вашего дошкольника, о которых мы уже рассказали, во многом связаны с активным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-образное мышление, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчитывая палочки, он обязательно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления — наглядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представления. А высшим достижением в этом возрасте является умение использовать при решении задач схематические изображения. Эта форма мышления является основной для развития логического мышления, связанного с использованием понятий, когда все действия производятся в уме.
Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, которое будет так важно для обучения в школе.
Такой ваш старший
дошкольник — умный и внимательный, с развитым восприятием, памятью и мышлением,
со значительным опытом практических действий — чувствует уверенность в своих силах,
ставит себе все более сложные и разнообразные цели, может иногда усилием воли
регулировать свое поведение. Но наиболее эффективным средством изменения
поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Носителем норм и
правил дошкольник считает взрослого, хотя иногда в роли «законодателя» может
выступать и он сам. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки,
начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила
для оценки себя и окружающих. Самооценка вашего малыша в этом возрасте
основывается на умении сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток
характерна в основном обобщенная и завышенная самооценка. К семилетнему
возрасту она несколько снижается, ребенок более четко может оценить отдельные
свои качества. Хотя остающаяся преобладающей обобщенная самооценка приводит к
тому, что любую неодобрительную оценку взрослым какого-то отдельного своего
действия ребенок переживает как оценку своей личности в целом, очень расстраиваясь
при этом.
Поэтому
порицания, замечания, отрицательные оценки при обучении старших дошкольников
надо использовать только очень осторожно и ограниченно.
Обобщая наиболее
важные достижения психического развития старшего дошкольника, можно сказать, что
в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчлененное восприятие,
смысловое запоминание. Активно развивается у него произвольная форма памяти,
мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать малыша слушать,
рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет
согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать свои действия принятыми
нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и своих
возможностей. И теперь у вашего ребенка впереди новый этап его жизни — школа.
«А ты в школу
хочешь?» — этот вопрос часто задают шести-семилетним малышам родственники и
знакомые. Часто волнуются и родители: «А готов ли наш ребенок к школе?» Так что
же важно знать о готовности ребенка к школьному обучению?
Первая составляющая
готовности ребенка к школе — это личностная готовность вашего дошкольника,
желание самого ребенка учиться, готовность его принять положение школьника,
имеющего свой особенный круг прав и обязанностей. Причем важно, чтобы обучение
в школе привлекало не только своей внешней стороной — портфель, учебники, тетради,
но и возможностью узнавать что-то новое.
Важно, чтобы ребенок воспринимал задания взрослого, умел работать по предлагаемому образцу. Личностная готовность предполагает также умение дошкольника произвольно управлять своим поведением, хорошую эмоциональную устойчивость. Это как раз то, что подчас наименее сформировано у современных дошколят, так много знающих и умеющих уже до школы. Да и для родителей такого рода неготовность к школе их малыша меньше всего заметна. Как правило, родители обращают внимание на интеллектуальную подготовленность ребенка, что несомненно тоже важно. Запас конкретных знаний, рациональный подход к действительности, логическое мышление и смысловое запоминание, хорошее развитие речи, тонких движений руки и зрительно-двигательных координации очень помогут успеху ребенка в школе. То, насколько хорошо ваш ребенок будет чувствовать себя в школе, в новой группе детей определит социально-психологическая готовность ребенка к обучению. Развитие у ребенка потребности в общении с другими детьми необходимы дошкольнику для вхождения в детское общество, для того чтобы действовать совместно.
В заключение
хочется подчеркнуть, что готовность ребенка к школе определяется как его
умственным, так и личностным развитием, не последнюю роль играет и состояние
здоровья. Все эти качества развиваются не одновременно. Например,
интеллектуальная готовность необязательно сочетается со способностью ребенка к
систематическим занятиям, с серьезным отношением к обучению. Поэтому нельзя
требовать от несозревшего организма ребенка слишком многого. Знание своего
малыша, его интересы, возможности и ограничения всегда должны оставаться
главными для родителей.
По данным
американских исследователей около 20% школьников имеют стойкие нарушения в
усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую
неграмотность уже поздно.
К моменту
поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5—6 тысяч слов, и
он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются
и пространственно- временные представления, зрительный и слуховой анализ и
синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами,
ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психической и
интеллектуальной зрелости.
Соответственно,
стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения
зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические
заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма
— дисграфией.
У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки — зрительного образа буквы.
Можно ли помочь
малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно,
прежде всего — и как можно раньше — родители должны начать исправлять нарушения
у него произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как даже те
дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении
ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение
которого было нарушено, с соответствующей ему буквой. Поэтому одно из самых
распространенных нарушений письменной речи и получило название «косноязычия на
письме».
Чтобы
совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический
строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним — о том, что произошло за
день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра.
Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только
после того, как ребенок закончил свой рассказ.
Подготовкой к
грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных
представлений ребенка: справа — слева, наверху — внизу, впереди — позади;
ориентация во временах года, времени суток и т. д. Как правило, эти понятия
легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе.
Развитию мелкой
моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с
пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.
Тактильные
ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в
воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской
позволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотносить звук и букву,
различать согласные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать.
Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и
карандашей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач
поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями.
Родители должны
помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного
возраста.
Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны.
Выполняя
следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:
1.Придумать
предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2.Придумать
предложение с определенным количеством слов.
3.Увеличить
количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения и
придумать по ней другое предложение.
5.Определить
место слова в предложении — какое по счету.
6. Выделить предложение с определенным количеством слов из
текста.
А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:
1. Выделить гласный звук из слога и слова.
2.Определить
место гласного звука в слове.
3. Назвать гласные в слове.
4.Записать
только гласные звуки данного слова.
5.Определить пропущенный слог в слове: ___буз, ___жа, жа___,
ли___.
6.Составить
слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).
7. Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.
Примерные задания по формированию звукобуквенного анализа:
1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.
2.Отобрать
картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3.
Разложить
картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Письменные работы:
1. Вставить пропущенные буквы в слова:
па...ка, по...ка,,
шта...га.
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на
первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос).
3.Составить
слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР,
КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.
4. Выбрать из предложений слова с определенным
количеством звуков, устно их назвать и записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому
же слогу, чтобы получилось слово:
НО... (НОС)
НО... (НОГА)
НО... (НОЧЬ)
НО... (НОМЕР)
НО... (НОРКА)
6.Подобрать
слово с определенным количеством звуков:
А У С
АНЯ
УЛЯ СОН
АГАТ
УКАЗ САНИ
АРБУЗ УЛИЦА САХАР
АНАНАС УКАЗКА САМОЛЕТ
7. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с
соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности:
сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.
8. Преобразование слов:
а) Добавить звук: МЕХ-СМЕХ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА;
б) Изменяя один звук слова, составить цепочку
слов:
СОМ-СОК-СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР;
в) переставить звуки местами: ЛИПА-ПИЛА, ПАЛКА-ЛАПКА;
9. Какие слова можно составить из букв одного слова:
РАКЕТА-КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД, ДОРОГА-ГОРА,
РОГА, РОД, ГОРОД.
10. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее
слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:
СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦЫПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-СТАЯ.
11.
Дети бросают
кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в
соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
12.
Слово-загадка.
Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово
не отгадывается, записывается вторая буква слова и т. д. (С……….. - СОРЕВНОВАНИЕ).
13.Назвать
слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН,
СОР-РОС.
14. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки:
ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют первый звук в названии
картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).
15. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и
букв в их названии.
16. Какой звук
убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА- РОЗА)?
17. Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СОБАКА-ОЗЕРО,
БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах работы делается опора на проговаривание.
Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение. Работа над предложением строится по следующему плану:
—
Двусоставные предложения,
включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего
времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)
—
Другие
двусоставные предложения.
Распространенные
предложениям из 3—4-х слов: существительное, глагол, прямое дополнение (МАЛЬЧИК
ПЬЕТ МОЛОКО).
Предложения типа:
ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ.
ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ
КУКЛЕ.
МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ.
В дальнейшем
даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов,
обозначающих признак предмета.
Следующие виды заданий:
—
ответы на
вопросы;
—
составление
предложений устно;
—
составление
предложений в письменной форме.
Если ребенок
длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста.
Поэтому необходимо развивать звуко-
слоговой синтез.
Ребенку можно предложить
упражнения:
—
назвать слово,
произнесенное отдельными звуками (К, О, Ш, К, А;
Р, У, Б,
А, Ш, К, А);
—
назвать слитно
слово, произнесенное по слогам;
—
составить слово
из слогов, которые даны в беспорядке;
—
произнести слитно
предложение, которое дано по слогам (НА- ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).
Наконец,
проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов:
—
прочитать слово и
показать соответствующую картинку; выполнить действие, ответить на вопросы;
—
прочитать
предложение и подобрать соответствующую картинку;
—
выбрать из текста
предложение, которое соответствует содержанию картинки;
—
найти в тексте
ответ на вопрос;
—
прочитать
предложение и ответить на вопросы по его содержанию.
Параллельно
необходимо, обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие
понятия.
Материал подготовила учитель-логопед
Бабина Елена
Степановна,
по книге Шевцовой Е.Е., Воробьевой Е.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий