В своей профессиональной деятельности я эффективно применяю как традиционные, так и современные коррекционно-образовательные технологии.
Среди традиционных хорошо себя зарекомендовали технологии:
логопедической диагностики Ахутиной Т.В. Иншаковой О.Б., Фотековой Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Крупенчук О.И., Трубниковой Н.М.;
развития фонематических процессов Каше Г.А., Лопатиной Л.В., Ткаченко Т.А., Швачкина Н.Х.;
формирования зрительно-пространственных представлений Нагаевой Т.И. и навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей с общим недоразвитием речи Бардышевой Т.Ю., Рудаковой Н.П.;
коррекции звукопроизношения, с соблюдением всех этапов и принципов работы Волковой Л. С., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.;
развития лексико-грамматического строя речи и формирования семантических полей на основе методик Ванюхиной Г.А., Репиной З.А., Лалаевой Р.И., Ткаченко Т.Д., Созоновой Н.Н.;
работы с неговорящими детьми на основе методик Новиковой-Иванцовой Т.Н., Егоровой Н.В., а также методы альтернативной коммуникации (пиктограммы, картинки-символы) Кошелевой Н.В., Кочетковой Н.А.).
Среди
современных педагогических технологий успешно
применяю:
здоровьесберегающие (массажные мячи, фонетическая ритмика Костылевой Н.Ю., психогимнастика М.И. Чистяковой, элементы дыхательной гимнастики по Стрельниковой Н.А., зрительная гимнастика Г.Г. Демирчогляна, пальчиковый тренинг, логопедический массаж, кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк, логоритмические упражнения М.Ю. Картушиной);
элементы развивающего обучения: проектная («Тренажеры для дыхания своими руками», «Сколько букв красивых и разных»), исследовательская деятельности («Откуда берется голосок?»);
компьютерные технологии и логопедические программы – «Дельфа», «Комфорт-лого», «Смотри и говори», «В мире звуков», «Игры для Тигры», «Бабя Яга учится читать», видеоуроки «Веселая азбука», «Домашний логопед», мультимедийные презентации к занятиям;
интерактивные технологии (Интерактивный стол, мини-роботы «Bee-Bot»);
Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса
применяю элементы
нетрадиционной терапии (ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия).
Применяемые в коррекционно-образовательном процессе инновационные технологии и нетрадиционные методы бесконтактной терапии способствуют формированию речевой мотивации у воспитанников, коммуникативных навыков, активизации нарушенных психических функций и самоконтроля, что обеспечивает повышение результативности коррекционного процесса.
Методическая деятельность
С целью повышения качества образования адаптирую и совершенствую методы и приемы обучения для дошкольников с особыми образовательными потребностями. Так появились
авторские методические разработки по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения, которыми я
делюсь с коллегами по всей стране:
Методика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, определяющая основные направления коррекционно-развивающей работы, структуру логопедического воздействия и конспекты занятий.
Методика развития пространственных представлений в системе логопедической работы с дошкольниками с амблиопией и косоглазием, определяющая ее этапы, содержание, методы и приемы. Подобраны, систематизированы и апробированы специальные игры и игровые упражнения с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей данной категории.
Методика развития значения слова в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения, определяющая этапы, содержание и средства, а также разработана и апробирована картотека используемых игр и игровых приемов.
Методика формирования лексики у дошкольников с сенсорным дефектом в условиях инклюзивного обучения, включающая специально организованный комплекс логопедических занятий по уточнению, расширению и активизации словаря дошкольников с патологией зрения с использованием каналов различных модальностей (различных видов перцепции, сохранных анализаторов).
Данные методики могут быть применены в практике логопедической работы в общеразвивающих дошкольных образовательных учреждениях, посещаемых детьми с патологией зрения в условиях инклюзивного образования.
Сотрудничество с родителями
С учетом современной
концепции совместной деятельности детского сада и семьи осуществляю
методическое сопровождение родителей по вопросам коррекции речи, их
психологической поддержки, обучения взаимодействию с ребенком, имеющим речевые
трудности (посмотреть
план) В работе с
родителями также использую разнообразные формы сотрудничества (посмотреть):
-
выступления на
родительских собраниях : «10 причин обратиться к логопеду» (посмотреть), «Игры для
развития связной речи» (посмотреть), «Профилактика
нарушений письменной речи» (посмотреть), «Речь родителей – пример
для детей (посмотреть);
-
консультирование (индивидуально-очное
(off-line) и
интернет-консультации (on-line) через сайт ДОУ (посмотреть) и персональный
профессиональный блог (посмотреть);
-
создание и демонстрация
обучающих видеороликов с последующим их размещением на образовательных
интернет-ресурсах, в том числе в профессиональном блоге в разделе «Полезные
видео»(посмотреть): «В нейроигры мы играем, звуки сложные
закрепляем», «Как использовать старые журналы с пользой», «Увлекательная
артикуляционная гимнастика», «Что должен знать ребенок к 1 классу» и т.д., а
также размещенные на интернет-ресурсе www.rutube.ru: «Использование бросового материала в логопедической практике», «Нейроигры с речевым уклоном», «Кинезиологические упражнения», «Летние игры на логопедический лад» и др.)
-
мастер-классы («Артикуляционная гимнастика
в картинках», «Как научить ребенка правильно держать ручку», «Домашняя игротека»,
«Дыхательные тренажеры своими руками», «Проворные пальчики – хорошая речь», «Игры на
развитие фонематических процессов»);
-
открытая
образовательная деятельность с участием родителей («Снегобум», «Смешарики», Лого-ёлка»);
-
круглый стол для родителей по преемственности между дошкольными и школьными учреждениями с участием заместителя директора по УВР МАОУ «СОШ № 2»
Ильиной О.В.: «Готовимся к школе: что должен знать ребенок к первому классу?» (посмотреть);
-
викторина для родителей «Что? Где?
Когда?»;
-
игровой тренинг для родителей «Топ-10 детских
игр для уставшей мамы» (посмотреть);
-
творческий
детско-родительский проект «Много букв красивых и разных!» (посмотреть), «Книжка своими руками» (посмотреть);
-
конкурс
скороговорщиков («Лучше всех!»,
«Говорилки»);
-
организация и
участие в IV Областном фестивале логопедических идей для
родителей «Домашний логопед. Ярмарка речевых игр» (посмотреть);
-
совместное с
родителями и их детьми участие в городском проекте «Детское экспериментирование: позитивный
опыт собственных открытий» (посмотреть);
-
стенды и
логопедические уголки для родителей, в которых размещаю актуальную
информацию по запросам родителей «Советы
логопеда», «Лого-планета», «Логопедическая мозаика», «Несколько советов
родителям» и др. (посмотреть);
- буклеты по речевому воспитанию, которые родители могут
взять с собой («Речевые игры по дороге домой» (посмотреть), «Как научить ребенка
сочинять рассказы» (посмотреть), «Скоро в школу!» (посмотреть), «20 советов родителям» (посмотреть) и др.)
Распространение педагогического опыта
Транслируя опыт своей профессиональной деятельности педагогическому сообществу на разных уровнях:
Городское методическое объединение учителей-логопедов Верхней Пышмы (2014-2024).
Городской фестиваль педагогических идей «Современное дошкольное образование: практика, новые идеи, современные подходы» (2021).
Областной фестиваль «Логопедическая мозаика» (2016-2024).
Всероссийская научно-практическая конференция «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (УрГПУ, 2015-2021, 2024).
Публикации
Результаты профессиональной деятельности также представлены в более
30 публикациях в области педагогики: журналы «Логопед» (г. Москва), «Дошкольное воспитание» (г. Москва), «Дошкольная педагогика» (г. С-Петербург), «Специальное образование» (г. Екатеринбург), «Вестник Тюменского государственного университета (г. Тюмень), «Фундаментальные исследования» (г. Москва), а также в сборниках научных работ, изданных высшими учебными заведениями Мурманска, Бийска, Магнитогорска, Екатеринбурга и др.
За последнее время опубликованы следующие материалы:
Диплом за 1 место во Всероссийском конкурсе конспектов:
посмотреть.Диплом за 1 место в конкурсе методических разработок:
посмотреть.
Проектная деятельность
В рамках проектной деятельности имею опыт участия в разработке и реализации проектов различных уровней:
1. На уровне ДОУ:
«Доброшкола»: цикл мероприятий по формированию толерантных установок у дошкольников, взаимного уважения и равенства между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками («Люди с нарушением зрения»,
«Люди с нарушением слуха», «Люди с НОДА», «Люди с РАС»).
2. На муниципальном уровне:
реализуя нацпроект «Социальная активность», приняли участие в акции в поддержку защитников, находящихся в зоне СВО,
«Тепло для героя», организованной городским
фондом «Наша Верхняя Пышма». Фонд регулярно передает гуманитарные грузы в зону СВО и военные госпитали. Педагоги ДОУ и родители наших воспитанников организовали сбор гуманитарной помощи бойцам СВО, а дети сделали открытки с добрыми пожеланиями и словами поддержки.
3. На региональном уровне: в рамках реализации региональной составляющей национального проекта «Образование» в Свердловской области и интернет-платформы «Россия – страна возможностей» в 2024 году приняла участие в профессиональном проекте «Флагманы образования».
4.
На Федеральном уровне подготовка и участие обучающихся с ОВЗ во Всероссийских интернет-проектах (фото, видео, грамоты:
посмотреть тут):
«Строки войны»,
«Россия – Родина моя!»,
«Первый в космосе – Гагарин!»
Экспертная деятельность
Неотъемлемой частью моей работы является участие в работе управляющего совета образовательной организации, где я осуществляю деятельность в составе:
специалистов ППк ДОУ .
Приказ № 23-п от 30.08.2023;
специалистов консультационного центра ДОУ.
Приказ №16-п от 02.09.2020,
Приказ 15-п от 30.08.2022;
педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность в ДОУ.
Приказ №23-п от 30.05.2024 г.;
аттестационной комиссии ДОУ.
Приказ №1-п от 09.01.2024 г.;
рабочей группы по проведению самообследования образовательной организации.
Приказ № 6-п от 25.07.2022 г.,
Приказ № 41 от 01.02.2024 г.;
Наряду с профессиональной деятельностью принимаю участие в деятельности общественных организаций:
с 2014 года и по настоящее время являюсь членом городского методического объединения (ГМО) учителей-логопедов ГО Верхняя Пышма;
с 2015 года и по настоящее время являюсь специалистом, осуществляющим всесторонний анализ профессиональной деятельности аттестующихся педагогических работников при ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Приказ МО и МП СО №382-Д от 22.02.2024 г.;
с 2020 года и по настоящее время являюсь специалистом территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) г. Верхняя Пышма.
Приказ №183 0т 06.03.2020 г.;
с 2024 года являюсь куратором с системе наставничества педагогических работников в ДОУ.
Приказ 23-п от 30.05.2024 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий